Разумовский, муж Разумовской

Дом 2/15 по Маросейке имеет устойчивое название "дом Разумовской". Но Варвара Петровна Разумовская оказалась в своём доме не просто так, а по причине семейного разлада с мужем. Супруг владелицы усадьбы - Алексей Кириллович Разумовский. Он был сыном Кирилла Разумовского - младшего брата Алексея Григорьевича Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны.

Старшее поколение Разумовских:



Кирилл Григорьевич Разумовский, как мы понимаем, был простым украинским хлопцем, которого судьба вознесла высоко и неожиданно. Говорили, что он до конца жизни хранил бедный костюм, в котором когда-то пас волов в Малороссии.

А вот старший сын его, Алексей Кириллович Разумовский (1748-1822), рожденный в богатой и приближённой ко двору семье, был уже совсем другим человеком.  По словам Ф.Ф.Вигеля (мемуариста нач. 19 в.), все сыновья гетмана Кирилла Разумовского «были начинены французской литературой, облечены в иностранные формы, почитали себя русскими Монморанси, были любезные при дворе и несносные вне его аристократы». В общем, интересный такой тип европейски образованного самодура. ))


Портрет графа А.К. Разумовского. Художник Валентий Сливицкий. Конец 1790 - начало 1800-х. (Датировка мне как-то сомнительна).

А.К.Разумовский был камергером, сенатором, министром народного просвещения, попечителем Москвоского университета, одним из разработчиков устава Царскосельского лицея. Сохранились интереснейшие записки А.А.Васильчикова, внучатого племянника А.К.Разумовского, о светской жизни, карьере, увлечениях, страстях, метаниях этого вельможи между мистицизмом, атеизмом, масонством и православием.

http://forumfiles.ru/files/0019/93/b0/27515.jpg
А.К.Разумовский. Художник К.К.Шульц 1849. С оригинала начала 1800 гг.

Один факт, описанный Васильчиковым, потряс меня до глубины души:



Но самое интересное – причина разлада между супругами Разумовскими. Причина имела вид хорошенькой молодой мещанки Марьи Соболевской и общеизвестного явления «седина в голову – бес в ребро». Отослав от себя законную жену, А.К.Разумовский стал с 1784 года открыто жить с этой молоденькой девушкой, дочерью свого берейтора.

Судя по всему, Соболевская по харизме не уступала какой-нибудь Лилии Брик. Она так сумела себе подчинить 40-летнего «Монморанси», что он аж супругу, графиню Шереметьеву (!) выселил из дома!  В те-то времена... ради мещанки!


А.К.Разумовский. Художник Л.Гуттербрун. 1801. Государственный Русский музей.

У пары А.К.Разумовский - М.Соболевская родилось 10 детей, которые все получили фамилию Перовские – по имению Разумовских «Перово» под Москвой. Разными хитрыми путями отец добыл им дворянство. Эти незаконорожденные дети были все как на подбор – умные и талантливые.

Сыновья – государственные деятели, сенаторы, военные, учёные. Среди них:
Алексей Алексеевич Перовский, воевавший добровольцем в Отечественную войну и писавший книги под псевдонимом Антоний Погорельский, автор известной детской сказки «Черная курица, или подземные жители».
Пётр Алексеевич Перовский - участник Бородинского сражения, генерал-губернатор Оренбурга и один из первых исследователей Аральского моря.
Николай Иванович Перовский (старший сын пары, получивший почему-то отчество Иванович) - вице-губернатор Таврии, отец санкт-петербургского губернатора Льва Николаевича Перовского и ... дед Софьи Перовской.

Дочери вышли замуж.
Одна стала матерью поэта Алексея Константиновича Толстого.
Вторая – трёх поэтов братьев Жемчужниковых.

А 55-летняя Мария Соболевская, похоронив  своего «гражданского» мужа Алексея Кирилловича,  еще вышла потом замуж за генерал-майора Денисьева.  Да . . . феерическая, как видно, была женщина!  ))


Та самая Марья Михайловна Соболевская (1767-1836) . Миниатюра Ж.-Д. Ехса.1808 г.

Все эти люди, конечно, не имеют никакого отношения к дому с круглой ротондой в начале Маросейки. Их, если и вспоминали здесь, то с обидой, с горечью, с презрением… "Я всегда ненавидела Вас" - сказала Марье Соболевской у изголовья умирающего отца законная дочь Разумовского, и, думаю, вполне выразила отношение и бывшей жены, и других его законных детей.

============

Однако… не могу не отметить, как причудливо и прихотливо История рисует свои узоры. Останься Алексей Григрьевич Разумовский в Малороссии – через век не был бы написан такой шедевр, как «История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева»! ))

Источники:
Васильчиков А.А. Семейство Разумовских. В 5-ти т. Т.2. СПб., 1882.
Жуков Д.А. Козьма Прутков и его друзья // https://biography.wikireading.ru/285100
Разумовский, граф Алексей Кириллович / Большая биографическая энциклопедия //  https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography
Сайт Брянской областной научной библиотеки им. Ф.М.Тютчева. Фотогалерея // http://libryansk.ru/fotogalereya-tolstoj-ak.12622/

Маросейка, 2/15: Храм Покрова на Покровке


Фото: http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/marosejka_2_15_dvorec_razumovskoj/39-1-0-2634

Покровка получила свое название название по храму Покрова, стоявшему когда-то в начале улицы. Теперь улица в той части, где стоял храм, стала называться Маросейкой.  Фактически - я пишу о разрушенном храме Покрова на улице Маросейке. Он стоял примерно на месте вот этих зданий по Лубянскому проезду (левой их части).



До конца 14 века на месте современной Маросейки рос обычный лиственный лес, а по нему шла дорога в сторону подмосковных сёл и деревень. Где-то по правой строне дороги, если смотреть от Кремля, был основан небольшой Покровский монастырь. Первое упоминание о нём - 1479 год. Однако, можно предположить, что монастырь к этому времени существовал уже лет 90-100, и вот по каким соображениям:

- монастыри часто строились с таким расчетом, чтобы быть в том числе и оборонительными сооружениями на пути возможного противника. От того, древнего белокаменного Кремля Дмитрия Донского монастырь на Покровке отстоял примерно на километр и находился прямо на дороге к одной из проездных башен Кремля.

- монастырь был великокняжеский, т.е. он возник на землях великого московкого князя, весьма заинтересованного в оборонительных функциях монастыря.

- с конца 14 века на территории Ивановской горки были разбиты великокняжеские сады. Вряд ли монастырь, возникнув, потеснил садовые насаждения великого князя. С какой стати? Скорее наоборот - Покровский монастырь уже существовал к тому времени, а монастырская земля оформила северо-западную границу садов.


Безымянный.png
Рябушкин А.П. "Стрелецкий патруль у Ильинских ворот" (1897 г.). Слева храм Покрова в том виде, в каком его представлял художник.

Так или иначе, о существовании Покровского монастыря мы узнаём впервые из летописи за 1479 год. В летописном сообщении речь шла о возведении каменной церкви в монастыре Иоанна Златоуста (ныне разрушенный монастырь в Б.Златоустинском переулке). Для того, чтобы освободить место для  белокаменного храма, потребовалось разобрать прежнюю, деревянную церковь. Эту разобранную церковь бережливый князь Иван III "повеле поставити во своем монастыре Покрова в садех ...  первую [прежнюю, видимо] малую разобрав".

В 16 веке Покровский монастырь был упразднён. Есть версия, что не упразднён, а перенесён на Лыщикову гору за Яузой (район современной улицы Земляной вал), а позже - еще дальше, на Таганскую улицу.

Вместо монастыря появляется приходской храм Покрова в Садех. К этому времени местность внутри Китай-города и в районе нынешнего Ильинского сквера была уже плотно застроена, так что в прихожанах не было недостатка. Храм отражён на "Петровом чертеже" Москвы 1597-1599 гг., на Сигизмундовом плане 1610 г. и на карте А.Мейерберга 1661 г.



Фрагмент карты А.Мейерберга 1661 г. :  http://www.retromap.ru/m/#1016611_z16

Второй раз храм Покрова попал в письменные источники в начале 17 в. В 1616 году московский купец Ю.Ф.Болотников завещал храму "Покрова Пресвятыя Богородицы, что у решетки" три торговые лавки в Китай-городе.
Ага... Сады к этому времени были перенесены в Замоскворечье, улица Покровка активно застраивалась (получив название от Покровского храма), так что потребовалось запирать ее на ночь. Название "в садех" ушло, появилось название "у решетки". Впрочем, такое же название "у решетки" возникло на 60 лет раньше для соседней церкви Св. Николая Чудотворца.


ssda.png
Реконструкция дворов на ул. Покровка. Видны две церкви, стоящие по обе стороны Покровки: Николая Чудотворца и Покровская.

К 1657 году Покровский храм был каменным - об этом говорит "Строельная [читай - инвентарная] книга цекрвных земель" за тот год.  В 1689  и 1700 годах в исторических документах упоминается о богадельне при храме на сто (!) нищих.

20190216_161825.png

При храме существовал погост. Если я правильно перевела сажени в метры, погост располагался где-то в районе кафе во дворе нынешнего дома Разумовской. Уже в книге за 1657 год указывалось, что "то кладбище тесно, и порозжих [пустых] мест нет". Перенесены ли те могилы куда-либо - нясно.

В 1714 году царевна Наталия Алексеевна Романова (1673-1716), любезная сестрица Петра I, пожертвовала значительную сумму на ремонт храма и устройство в нем придела  в честь Живоначальной Троицы. Работы велись 3 года. К 1717 году новый придел был освящен. Решетки к этому времени ушли в прошлое, и церковь стала называться по-простому: Покрова Богородицы на Покровке.



Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1715 г., худ. И.Н.Никитин.

Вроде бы Покровскую церковь можно увидеть на двух гравюрах 18 века. На гравюре Питера Пикарта 1708 года, где храм Покрова обозначен (но виден очень плохо) в группе церквей за Кремлём.


Пикарт П. "Вид на Москву от Большого каменного моста". Гравюра. 1708 г.


Фрагмент гравюры П.Пикарта.

Вторая гравюра - 1766 года, и принадлежит она Михаилу Махаеву.


Махаев М.И. "Вид на Москву из Замосковоречья". Гравюра. 1766.

Покровская церковь видна получше, если только я правильно её идентифицировала:


Фрагмент гравюры М.И.Махаева "Вид на Москву из Замоскворечья". 1766 г. В двух видах: аутентичном и современном, раскрашенном.

То ли строительные технологии при ремонте 1714-1717 гг. были нарушены, то ли часть денег украли (как вечно всё крали в петровское царствование)... но через 50 лет храм Покрова стал разрушаться.

Сохранилось прошение священника Покровской церкви в Московскую духовную консисторию, датированное 1773 г. с таким содержанием: церковь наша стала "ветхой", крыша прохудилась, и, когда идёт дождь, вода заливает оба святых алтаря. Есть у нас  жертвователь, который хочет на свои деньги отремонтировать храм. И у причта есть собственные "пятдесят рублёв" на ремонт. Просим разрешить "подновление" храма.

Дело было за разрешением властей, церковных и городских. Но тут произошло странное...

Четыре (!) года власти никак не реагировали на прошение. В 1777 году появилось распоряжение Московской консистории: "...покровскую, что на Покровке церковь за ветхостью разобрать...". Обычно, если в Москве сносили ветхие церкви, то на их месте ставили новые, с тем же посвящением. Но не в этот раз. Храм был разобран, а церковную землю в 1779 году выкупил у Синода в личное пользование архитектор Карл Бланк. Далее последовала стремительная (в том же году - 21 июня 1779 г.) продажа участка жене камергера А.К.Разумовского Варваре Петровне Разумовской за огромную по тем временам сумму в 7 тыс. руб. серебром.

Карл Иванович Бланк в 1777 году был архитектором Комиссии по строениям в г. Москве, а именно с этим ведомством сносилась Консистория по поводу решений - ремонтировать или сносить конкретный храм. Видимо он высказал по поводу храма Покрова свое веское и корыстное мнение.)) Заступиться за храм было некому - не было еще Архнадзора. Так что в случае с Покровской церковью мы можем наблюдать коррупционное решение государственного органа и должностного лица о сносе объекта культурно-исторического наследия с целью инвестирования средств в земельный участок с последующей перепродажей оного для возведения элитного жилья. Ничто не ново в этом мире! )).

Итак, Покровская церковь в 1778-79 гг. была разобрана. Но до этого, просуществовав около трехсот лет, она успела дать имя улице. Правда, старинная Покровка с конца 17 века стала называтсья Маросейкой, а начало нынешней Покровки отстоит от месторасоположения бывшей одноимённой церкви примерно на 600 м. Ну и что? Это всего лишь одна  - из многих - несообразностей, коими богата Москва. )).


Источники:
Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. XII. - М., 1893. С.241-242
Белокуров С.А. Планы города Москвы XVII века. Древнерусская картография. Вып. 1. М., 1898.
Беляев Л. Видимое и недивимое: Златоустовский монастырь как объект культурного наследия // Московское наследине. 2018. № 3. С. 102-117.
Бойцов И.А. К вопросу о росте Москвы в XII—первой половине XV в. В кн.: Вестник Московского Университета, серия 8. М., 1992 // http://www.rusarch.ru/boitsov1.htm
Киприн В.А., Малыгин С.М. Квартал 115. Прошлое и настоящее московского квартала. М., 2011.
Малиновский К.В. Михаил Иванович Махаев. СПб, 2008.
Маросейка, 2/15 - Дворец Разумовской // http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/marosejka_2_15_dvorec_razumovskoj/39-1-0-2634
Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / Под общей ред. д-ра искусствовед. Л.А.Баталова. М.,2006.
http://www.retromap.ru/

Старосадский, 11: Первый западник

Церковь святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех на Ивановской горке – одна из старейших церквей Москвы. Нынешний белокаменный храм возведен в 16 в. на месте деревянной церкви св. Владимира. А первая Владимирская церковь была выстроена князем Василием I Дмитриевичем (1371-1425) в промежутке между 1407 и 1417 годами.

Необычность храма - в его посвящении.



Сегодня св. Владимир по понятным причинам стал весьма популярен. В самых разных городах России один за другим открываются церкви и часовни этого святого князя. Но раньше на Ивановской горке стоял ЕДИНСТВЕННЫЙ в Москве, Московском царстве, в Северо-Восточной Руси храм, посвящённый св. Владимиру.

Тут интересны три момента:

1. Владимирская церковь была возведена на личной земле князя Василия I, на земле его загородной великокняжеской резиденции, а не на общественном пространстве, вроде Кремля.

2. Церковное почитание св. Владимира утвердилось в южной Руси к сер. 14 в. Однако, к этому времени Москва уже сильно оторвалась от Киева. Земли бывших южно-русских княжеств к началу 15 в. принадлежали Великом Княжеству Литовскому. С «литвой» Москва воевала много и часто. И вдруг князь Василий ставит храм в честь святого, почти неизвестного в Московии, но весьма почитаемого в Киеве.

3.  Посвящения храмов и храмовых приделов в Средневековой Руси не были случайными. Это был сугубо символический язык. Для нас смысл почти утрачен. А вот современники князя отлично поняли.... Если бы президент нынешней России на своем личном дачном участке (в кооперативе «Озеро»!) установил флагшток, а на нём поднял бы флаг Евросоюза… -  вот на это, пожалуй, похоже строительство Владимирской церкви, если переводить в реалии 21 века.


На смысл строительства храма св. Владимира нужно смотреть, учитывая политическую ситуацию конца 14 - начала 15 веков. 


Через 2 года после Куликовской битвы, в 1382 г. Москва была взята и разграблена войсками хана Тохтамыша. Тогда,  для того, чтобы заключить мир с Ордой, Дмитрию Донскому пришлось отправить Тохтамышу заложника – старшего сына, будущего князя Василия I. Мальчику было 11 лет. Естественно, его сопровождало какое-то количество бояр и воинов. Три года княжич Василий прожил в Орде.

В 1385 году Тохтамыш сильно разозлился на некоторые действия Дмитрия Донского. Понятно, чем это могло обернуться для заложника-княжича. Тогда Василий с товарищами бежал из Орды. Ставка Тохтамыша находилась где-то около нынешнего Волгограда. Чтобы обмануть татар, русский отряд отправился не на север, по направлению к русским княжествам, а на запад, к Днепру. Далее княжич Василий с отрядом пересёк Днепр, доехал до владений молдавского князя Петра, а уже оттуда, через Польшу и Литву, проехав по территориям современных Румынии, Словакии, Венгрии, Польши и Белоруссии, возвратился на Русь в 1386 году.



Таким образом, Василий стал первым представителем русского правящего дома, который за 300 лет до Петра I побывал в Европе. Не по своей воле, но ладно. Важно, что поглядеть на европейские порядки и культуру Василию Дмитриевичу довелось в юношеском возрасте, когда впечатления особенно сильны. Да и велик был контраст по сравнению с Ордой.

В Польше княжич Василий познакомился с Витовтом – князем Литвы и обручился с его дочерью Софьей. Брак был заключен в 1391 году. К этому времени Василий после смерти Дмитрия Донского унаследовал титул великого князя. Софья Витовтовна стала первой «иностранной» женой в московской династии.



Витовт. Фрагмент картины Я.Матейко "Грюнвальдская битва". 1878. //https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%82#/media/File:Vytautas_dydysis.jpg.
Прижизненные изображения Витовта не сохранились.

Тут надо сказать о Витовте пару слов. Для Литвы - Великого Княжества Литовского значение Витовта сопоставимо со значением Петра I для России. При Витовте Литва имела самую большую в Европе территорию - "от моря до моря".  Витовт изничтожил в Литве последних язычников. Витовт многое позаимствовал из Польши (где правил его двоюродный брат Ягайло): поощрял городское самоуправление, развитие права, образования и культуры на территории современных Литвы, Белоруссии и Украины. Будучи католиком, Витовт демонстрировал неслыханную в средневековом обществе веротерпимость к монотеистическим религиям: католики, православные, мусульмане, иудеи - никто в его государстве не был обижен (по правде сказать, Витовту деваться было некуда, т.к. в его землях было намешано слишком много конфессий). Витовт был великим полководцем - чего стоит одна Грюнвальдская битва ! Витовт, наконец, был очень сильным политиком - умным, гибким, волевым, умеющим любые слабости противника обратить себе на пользу. И... Витовт не имел прямых наследников мужского пола. Два его сына были убиты при жизни отца. Софья Витовтовна, жена московского князя, - единственный ребёнок, который оставался у правителя Великой Литвы.

В этом хитросплетении политических и родственных связей и кроется разгадка "западничества" московского князя Василия I. Он не воевал с Витовтом, и не защищал те западные удельные русские княжества, которые Витовт захватывал и присоединял к своей державе. Правда, один раз, когда Витовт уж слишком обнаглел, Василий I вышел  с войском против тестя. Состоялось первое (за 73 года до второго, знаменитого) "стояние на Угре", где русские и литовские войска стояли друг против друга 5 месяцев, а тесть с зятем время от времени съезжались на переговоры. Дело было в 1407 году. Предположительно, что именно в это время Витовт пообещал Василию I, что сделает его самого, либо его детей (кровных внуков Витовта) своими наследниками.

А что? Всё было бы возможно...

Предположим, Витовт умер, обозначив передачу своего престола Василию, либо его сыну. Литва была в то время связана вассальными отношениями с Польшей, так что возникла бы русско-польская война. Однако, кого бы предпочло православное население Смоленска, Полоцка, Киева - православного русского князя - родственника Витовта или польского короля-католика Ягайлу? Очевиден ответ. Плюс, не забудем, что сама Русь была тогда в подчинении в Орды, так что в случае чего Василий мог бы пригрозить полякам авторитетом хана. Московия мгновенно расширила бы свою территорию раз в десять, причем за счет культурных и многонаселённых земель. Легче и раньше получилось бы освободиться от власти Орды. Не было бы в будущем ни поддержки Лжедмитрию, ни польской интервенции в Смутное время, ни кровопролитных войн с Речью Посполитой в середине 17 века, да и самой Речи Посполитой не возникло бы... Да... если бы, да кабы...



Вышитые гладью портреты "в рост" князя Василия Дмитриевича и княгини Софьи Витовтовны на большом саккосе митрополита Фотия. 1414-1417 гг., т.е. изображения прижизненные.
Саккос вышивали в Византии, так что остаётся под вопросом, насколько здесь сохранено портретное сходство. Увы, смотрим на то, что имеем. ))
                                                                                                                                                                   
Политике помешала чума. От эпидемии "черной смерти" умер сначала 20-летний Иван, старший сын и наследник Василия I, а затем и сам великий московский князь. Это произошло в 1425 году. Витовт пережил и зятя, и старшего внука - во как бывает! Московское княжение унаследовал 10-летний мальчик Василий, единственный оставшийся в живых после чумы сын Василия I. Нам он известен под именем Василия II Тёмного. Пять лет Витовт своим авторитетом поддерживал младшего внука. Но, стоило Витовту умереть (это случилось в 1430 году), в Московском княжестве разразилась феодальная война. Бились в той войне за Москву, за московское великое княжение. Всем стало не до Литвы, какие уж тут претензии на наследство Витовта... Литва попала под власть сына польского короля Ягайлы.

Однако, в 1407 году 36-летний  Василий I еще не мог знать ни своей судьбы, ни судьбы своих детей. Русские земли Великой Литвы неожиданно стали казаться близкими.

И Василий Дмитриевич ставит церковь. В своих личных владениях, ибо православная церковь сближения с Литвой, "погрязшей в латынстве", не поощряла.  И делает так, чтобы храм оказался посвященным св. Владимиру. Московский князь как бы говорит этим всем славянам, оказавшимся во владениях Литвы: мы единый народ, у нас общая история, память и общие святые, когда-нибудь мы будем вместе.



Памятник св. Владимиру в Киеве. П.К.Клодт. 1853 //https://www.culture.ru/materials/151895/knyaz-vladimir-v-russkom-iskusstve

Я далека от того, чтобы, говоря о Василии I, как о первом западнике, представлять его эдаким сторонником современных западных либеральных ценностей. Нет.  Время было жестокое, и Василий Дмитриевич был жестким прагматиком. Но он - мы должны признать - был первым до Петра Великого русским правителем, который смотрел на Запад без ужаса и отвращения. Этому весьма способствовали юношеские впечатления от путешествия по Восточной Европе и женитьба на литовской княжне. Самое интересное - Василий I угадал, что в будущем Московия будет "прирастать" не только Сибирью, но и западными областями.

Почему после смерти Василия I и Витовта храм св. Владимира не был переосвящён? Можно предположить, что Василий II не сделал этого в память об отце, а при внуке Василия I, при Иване III-м "западный" проект вновь обрёл свое значение. Иван III вёл многолетнюю и упорную борьбу с Литвой, постепенно подготавливая присоединение смоленских и калужских земель. Они вошли в состав России при Василии III, правнуке Василия I Дмитриевича.


Источники:

Бакланов В. Литовская Русь и Московское великое княжество при Витовте и Василии I  // Территория историка. 2015-10-25 // http://historick.ru/view_post.php?cat=6&id=199
Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV—XV веков. М., 1986.
Князь Владимир в русском искусстве //https://www.culture.ru/materials/151895/knyaz-vladimir-v-russkom-iskusstve
Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главшейших деятелей. Первый отдел. Гл. 11 и 13 //https://www.litmir.me/br/?b=15121&p=1
Назаревский В.В. При Василии Дмитриевиче и Василии Тёмном // Из истории Москвы 1147-1913. Глава 4. // Культурно-познавательный альманах "Кулуаръ"// http://www.kuluar.ru/Moscow/moscow4.htm
Википедия

Старосадский, 4/5: поэтесса Аделина Адалис - муза Валерия Брюсова и "слишком человек".

Имя Аделины Адалис как-то не вспоминается сразу. Кто такая? Однако по крайней мере один её текст известен очень, очень широко. В 1980-е годы из каждого утюга звучало:

"Я уплываю, и  время несёт меня с края на крааааай
С берега к берегу, с отмели к отмели,
Друг мой, прощааааааай".


Ага, песня на музыку Рыбникова из мелодрамы о любви старшеклассников "Вам и не снилось". Слова Р.Тагора, перевод А.Адалис, сделанный в 1934 г.


Адалис.png

Согласно "Московской энциклопедии" 2007 года, поэтесса Аделина Адалис жила в доме № 4/5 по Старосадскому переулку. В адресных книгах я её не нахожу, но Сигурду Оттовичу Шмидту, редактировавшему энциклопедию, верю. Итак, Аделина Адалис.
Collapse )

Старосадский, 4/5 : "Владимир Владимирович, вы забыли вашу вывеску!"

Дом 4/5, стоящий фасадом по Старосадскому и имеющий загиб в Петроверигский переулок,  до революции 1917 г. принадлежал купцу Е.К.Егорову.
                                                                                                              

                                                           
В начале 20 в. квартиру 47 в доме Егорова снимал Урий Александрович Каган, присяжный поверенный Московского окружного суда.

                                                       

Мужчина весьма увлекался германской культурой, поэтому двух своих дочерей назвал в немецком стиле: Лили и Эмма. Да, да, это будущие Лилия Брик и Эльза (Эмма) Триоле. Они росли в доме 4/5, с окнами, выходящими то ли на кирху, то ли в Петроверигский переулок.
Collapse )

Старосадский переулок, 4/5: Дочь Екатерины Дашковой и дом Чернова

Фото Виталия Лабзова

По правую сторону Старосадского переулка, почти при входе, стоит четырехэтажный дом, напоминающий сверху букву «Э» и украшенный двумя эркерами. Эркеры невозможно увидеть (а, значит, и снять) одновременно: они визуально разделены углом дома.

12.pngФото с сайта "Все дома России"

Продолжение дома со вторым эркером.

138286_2.jpg Фото с сайта "Все дома России"

Первые известные владельцы участка, занятого ныне домом 4/5, выявляются по «Переписной книге города Москвы 1737-1745 годов». Тогда, после страшного московского пожара 1737 года, московские власти проделали титаническую работу: заново составили описания всех городских домовладений.

Если я правильно поняла довольно запутанные «сказки» тогдашних чиновников, одной частью участка владел капитан Семеновского полка Михаил Петрович Измайлов, а другой – Иван Михайлович Волынский. Дома на участках были деревянными. Оба собственника в Москве не жили: Измайлов служил в Санкт-Петербурге, а Волынский в 1730-40 годах занимал должность нижегородского губернатора. За господ отдувались их крепостные служители, которые и предоставили сборщикам «сказок» необходимые документы о собственности.

В 19 веке владельцы земли сменились. Если я опять-таки всё правильно поняла из адреса-календаря В.Соколова 1826 года, угловой участок некоторое время принадлежал бригадирше Настасье Михайловне Щербининой – дочери знаменитой Екатерины Дашковой.

Настасья-Анастасия Дашкова (1760-1731) в детстве перенесла рахит, получила тяжелое искривление позвоночника и, как следствие – горб на спине. Рано овдовевшая Екатерина Дашкова уделяла дочери мало внимания: княгиню слишком занимало воспитании и образование сына-наследника. Между тем Анастасия была много способнее брата Павла, легко училась, много читала … и не могла не видеть своего второсортного положения в семье. Это привело к ранним обидам на мать, которые Екатерина Дашкова лишь усугубила, начав устраивать женскую судьбу дочери.

«Физически она [дочь] была развита плохо, в ее сложении имелся недостаток, и я не льстила себя надеждой, что более молодой обходительный человек будет любить ее и заботиться о ней» - читаем мы в записках княгини Дашковой (гл. 13). - «За нее посватался бригадир Щербинин, во всех отношениях достойный жених, Он был человеком серьезного, но мягкого характера, что обещало спокойствие моей дочери в семейном быту».


Гравюры Г.И.Скородумова «Княгиня Е. Дашкова» и «Дашкова Екатерина Романовна с дочерью и сыном» 1880-е гг., Эрмитаж

Бригадир Андрей Щербинин был старше невесты лет эдак на …дцать и, как видно, отнюдь не вызывал у невесты нежных чувств. Тем не менее свадьба под нажимом матери состоялась. «Брак Анастасии не был счастливым союзом, - писал потомок семьи Дашковых, - Щербинины жили расточительно, делали огромные долги, часто ссорились и предпочитали в основном жить раздельно». Детей в семье не было. Много позже Анастасия взяла на воспитание племянника, завещав ему всё своё имущество.

В воспоминаниях из 1820-х годов Анастасия Михайловна Щербинина в  60+ предстаёт большой транжирой и скандалисткой, очень критически относящейся к знаменитой маме и распускающей о ней разные неприличные слухи. «Мой отец никогда не любил мою мать, он был влюблен в императрицу Екатерину», - выдала она ни с того и с сего приехавшему к ней на бал в феврале 1831 г. А.С.Пушкину (сохранился конспект этого разговора, сделанный рукой поэта). 

Анастасия пережила мать, мужа, брата. В 1820-х годах она была наследницей большого состояния и нескольких домовладений в Москве. Самый известный из щербининских домов – нынешний Дом журналиста (Никитский бульвар, 8). В Козмодемьянском переулке (так до 1922 года назывался Старосадский) за бригадиршей Щербининой числился участок № 126.




Даже если я просчиталась, и 126 участок не соотносится с нынешним домом 4/5, всё равно интересно представить, что почти двести лет назад в Старосадский переулок приезжала в один из своих домов 70-летняя дочь «главы дух академий». ))

На знаменитом Хотевском плане 1852 года на участке просматривается добротный каменный дом в виде перевернутой буквы «С». Поверю Википедии и напишу, что дом был возведен в 1849-53 гг. и перестраивался в 1858 году. В центре участка за номером 321 стояло небольшое деревянное строение.


С 1885 года владельцем участка № 321 являлся тайный советник Александр Иванович Чернов.

gpib в статье Тайны старого особняка. Тайна первая: дом Куманиных упоминает, что вдова купца Александра Куманина - родная тётя Ф.М.Достоевского в конце жизни переехала жить в мебелированные комнаты Чернова, которые находились в начале Старосадского переулка.

Порадуемся за Чернова! То ли доход от «тайного советничества» был высок, то ли жильцы щедро и вовремя расплачивались за свои «мебилирашки», то ли еще какие-нибудь были источники дохода… так или иначе у него завелись денежки для обновления дома. В 1878 году то здание, что ранее стояло на участке, было перестроено по проекту архитектора Е.А.Сабанеева.  На фото 1881 г. за храмом Космы и Дамиана виден уже реконструированный дом. Силуэт его, просматриваемый с Маросейки, остаётся неизменным в течение последних 150 лет.

                                                                                    Фото из альбомов Найденова. 1881 г.

Евгений Александрович Сабанеев (1847-1919) – архитектор, педагог, историк искусства, выпускник Императорской академии художеств. С 1872 года служил архитектором при Главном артиллерийском управлении. Строил он немного. Дом Чернова, судя по всему, - первый большой заказ Сабанеева. Архитектору в 1878 году был 31 год.

                                                                                        
Е.А.Сабанеев  в 1913 г.

Предполагаю, что именно Сабанееву мы обязаны появлением на здании так украсивших его эркеров и лепных украшений.
 



Одной из особенностей здания  являются разные типы карнизов над окнами на каждом этаже дома.




Оба эркера дома украшены монограммой владельца: Александр Иванович Чернов.




Сначала я думала, что буква "А" был принята за букву "Я" в процессе одного из ремонтов фасада. Однако, умный Виталий Царин просветил меня: стилизованая "А" в монограммах именно так и писалась.

И наблюдение: лепнина на карнизах и маскароны живы вот уже 150 лет, причем, кажется, до сих пор неплохо себя чувствуют.




Источники:
Переписная книга 1-й и 3-й команд. Перепись улиц, переулков и тупиков в Кремле и Китае-городе. // Переписные книги города Москвы. [1737-1745 гг.]. Т. 1.  М., 1881.
Соколов В. Указатель жилищ и зданий в Москве или адресная книга с планом.  М., 1826.
"Вся Москва" за 1885 г. : адрес-календарь. М., 1886.
Дашкова Е.Р. Записки. // http://az.lib.ru/d/dashkowa_e_r/text_0010.shtml
Воронцов-Дашков А.И. Екатерина Дашкова: Жизнь во власти и в опале. М, 2007.
Википедия

Гумилёв



26 августа 1921 года  расстрелян Николай Степанович Гумилёв.

Кто нынче, через 97 лет, помнит имена следователей, которые вели дело поэта?
Что-то там на "А",что-то там на "Я"...

Кто находился тогда у власти в коммунистическом Петрограде? Кто был всесильным вершителем судеб?
Зиновьев кажется, а, может, и не он... Какая разница...

Даже имя главного коммунистического вождя уже помнится нетвёрдо.
Вопрос молодому поколению: Как звали Ленина? Ответ: Владимир Владимирович.

А Гумилёв - это Гумилёв. Он навсегда.


* * *
Мысль похожа на липучку
В перспективе роковой:
Поцелуй злодею ручку
И останешься живой.
Поцелуй ее недаром.
Со смущением в груди.
А потом за гонораром
Прямо в кассу приходи.
Что ж уперся, мать такую?
Аль гордынюшка - не грех?
Посмотри, ведь все целуют,
Чем же, гад, ты лучше всех?

- Ах, отстаньте же! - с досадой
Отвечаю
(и не лгу).
Я читаю Илиаду,
Оторваться не могу.
Город гибнет, девы плачут
В путах огненной пурги.
Ничего уже не значут
Гонорары и долги.
Пусть великие идеи
В снег ступают босиком,
Пусть кощеи и
злодеи
Пахнут кровью с коньяком.
Ничего уже не надо.
Не курю. Не ем. Не пью.
На полнеба Илиада
Заслонила жизнь мою.
Жизнь моя сквозит разрезом,
Не вздохнуть. не продохнуть.

А
злодей - не мать Тереза.
Перебьется... как-нибудь...

Стихи Петра Люкшина (Е.П.Чепурных); фото Н.С.Гумилёва из следственного дела 1921 г.

(no subject)

Дмитрий Кузнецов

БАЛЛАДА О НЕЗРИМОЙ КРЕПОСТИ

              «...Ты защищаешь крепость,
               которой не существует».
                        (из разговора)

Беспощадным врагом ненавидимый
За суровый военный талант,
Я – защитник твердыни невидимой,
Неотлучный её комендант.

И пускай с давних пор позаброшены
Меж старинных истрёпанных книг
Авантюр роковые горошины,
Всё равно, в предназначенный миг

Я на стены иду, и, как водится,
Поднимаю свой вымпел и флаг.
Только где эта крепость находится
Невозможно увидеть никак.

Говорят, будто всё это странности
Иль причуды больного ума,
Для меня ж из белёсой туманности
Цитадель возникает сама.

На любом бастионе и выступе
Я встаю, как последний герой.
Сколько раз в сокрушительном приступе
Здесь враги бесновались порой.

Проходя возле башен обугленных,
Огибая изломы торцов,
Вспоминаю сожжённых, порубленных,
Опрокинутых в пропасть бойцов.

Как, чернея от дыма и копоти,
Я глядел сквозь кремнистую пыль
И в горячем молитвенном шёпоте
Зажигал просмолённый фитиль,

Чтоб навстречу ораве штурмующей
Полыхнули стволы кулеврин,
И у крепости несуществующей
Взмыл невидимый огненный клин.

...Вам смешны эти бредни? Глядите же,
Прямо в души глядите свои:
Там стоят Камелоты и Китежи,
Там идут вековые бои,

И хранятся в былой неизменности
Вплоть до дня, когда мир упадёт,
Те великие, хрупкие ценности,
За которые битва идёт.